i_drlis (i_drlis) wrote in russian_medics,
i_drlis
i_drlis
russian_medics

Двойная жизнь Гиппократа

 
Предисловие

Предисловия, собственно, как и оперная увертюра, служат для некоего введения читателя в «пространство» самого произведения. Но публикуемый далее текст сам по себе является вступлением в книгу.

Поэтому я решил использовать предназначенную для предисловия площадь для обращения к сообществу/модераторам, поскольку я впервую пишу в Вашем сообществе.

Только что вышел очередной номер израильского журнала под устрашающим, на мой взгляд, названием «Мысль». Журнал неплохой, местами весьма интересный. Узнать о нем поподробнее(равно как и заказать номерок для почитывания) можно у Яны Ханиной по тел.            +972-54-7992004       . Так вот там и напечатана вступительная глава в мою книгу «Двойная жизнь Гиппократа», которую я и хотел бы предложить Вашему вниманию. Мне было бы немаловажно узнать интересуют ли Вас подобные материалы... Заранее благодарю за ответ.



Клятва Гиппократа-(для журнала)

Глава из книги

 

Предисловие

 

        Не без душевного трепета автор приступает к теме, не дающей ему покоя уже много лет, и отдает себе отчет в том, что его суждения вызовут разные чувства у интересующейся публики.     

         Читатель неискушенный равнодушно пожмет плечами: «Какой-такой Гиппократ? Какая клятва? Это что-то такое врачебное. Нам это понимать не нужно».

        Скептик подумает: «А для чего, собственно, автору-то это все надо? Пусть бы себе занимался тем, что пользу лично ему приносит. А то были там какие-то клятвы, не были…Денег в кошельке от этого ему не прибавляется».

        Романтик воскликнет в гневе: «Он же посягает на самое сокровенное! Это же самые светлые наши идеалы! И жить без них невозможно! Без них –катастрофа! Так мы совсем лишимся всего святого. На каких примерах тогда воспитывать поколения?».

        Найдутся и еще осуждающие. Да и как без них? Но будет, я знаю, и читатель любопытный, жаждущий усмотреть то, что другие не увидели. Вечно сомневающийся в правильности «общеизвестных истин» , охотник за парадоксами. 

       Здравствуй, Читатель!

 

*****

 

      Мне повезло родиться в России в начале второй половины прошлого столетия. Ужасы войн и голод позабылись. Страх перед властью остался, но был легче, чем при Сталине. Отошли в прошлое идейная преданность, самоотверженная любовь к партии и ее вождям, преклонение перед лозунгами. Как- то потихоньку обесценились непримиримая ярость к врагам, решительно сжатый кулак, твердый взгляд, сжатый рот. Им на смену возвратилось уважение к знанию, мастерству, творчеству. Молодым людям для достижения успеха стало недостаточно кричать на собраниях и бегать по коридорам учреждений, проявляя тем самым активный подход к жизни. Появились иные подходы к карьере, главным из которых стал профессиональный      Не верь,Читатель! Врачи и в глаза не видывали никакой клятвы Гиппократа! В лучшем случае они могли ознакомиться с ее текстом на курсе истории медицины, наравне с «Салернским кодексом», творческим наследием Везалия и открытием Гарвея. Вряд ли эти названия и имена  тебе о чем-то говорят. А, кстати, зря. В них, по крайней мере, больше смысла и реальности. А давали медики моего поколения Присягу врача Советского Союза, текст которой был утвержден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 марта 1971 г. 

    Тот год выдался исключительнорост...
1

        Выдумки и заблуждения, в случае их передачи из поколения в поколения, становятся неотъемлемой частью «коллективной памяти», вызывая стандартные реакции на устойчивые словосочетания. Типичным примером является «клятва Гиппократа». Вряд ли кому доподлинно известно, давал ли ее Гиппократ, клялись ли, наоборот, Гиппократу - главным является общеизвестный факт некоего обязательства врачей служить страждущим бескорыстно и самоотверженно. И пусть все вокруг рушится и земля горит под ногами, люди в белых халатах будут незыблемо выполнять свой священный долг, ибо в противном случае окажутся презренными клятвопреступниками, достойными самого страшного наказания. Так наказал им «отец медицины» и великий гуманист-греческий врач и философ Гиппократ.

 урожайным на Указы. Президиум Верховного Совета работал, не покладая рук. Награждали орденами города, заводы, колхозы и отдельных личностей, утверждали Дисциплинарный устав органов Внутренних дел и Положение о правах профсоюзных комитетов, ратифицировали Конвенцию о незаконном захвате воздушных судов, вводили в вооруженных силах звание прапорщиков и мичманов и
устанавливали новый порядок перемены гражданами фамилий и имен , усиливали ответственность за распространение венерических заболеваний и за контрабанду валюты, вносили изменения и дополнения в законодательство СССР (http://www.bestpravo.ru/).

    Были и неопубликованные в печати Указы , о которых тогда мы и не слыхали - Родина умела хранить секреты. Например «Об освобождении от уголовной ответственности и выдворении из пределов СССР подданных Бельгии ХЕМСКОТА Жозефа Марие и СЕБРЕТСА Хуго». Бельгийцы совершили страшное по тем временам преступление-провезли на территорию СССР журналы «Грани» и «Посев». И сидеть бы им за это в лагерях, да повезло несказанно-совпало с потеплением отношений между Советским Союзом и Бельгией. А потому отделались Жозеф Марие и Хуго нелегким испугом и были выдворены упомянутым Указом из страны, к великой радости их родных

(http://www.yale.edu/annals/sakharov/sakharov_russian_txt/r027.txt.).

    Указов было много, очень много, но стремясь к краткости, можно ограничиться одним неоспоримым заключением: они полностью отражали жизнь страны и дух времени.

   Того времени, которое потом охочие до классификаций историки назвали «эпохой застоя» и которое совпало с нашей юностью. 


2.

      Но, задумавшись о витках времени, как-то ушли мы, Читатель, от присяги врача. А вот и она....

 

ПРИСЯГА ВРАЧА СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Получая высокое звание врача и приступая к врачебной деятельности, я торжественно клянусь:

- все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;

- быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;

- постоянно совершенствовать свои медицинские познания и врачебное мастерство, способствовать своим трудом развитию медицинской науки и практики;

- обращаться, если этого требуют интересы больного, за советом к товарищам по профессии и самому никогда не отказывать им в совете и помощи;

- беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали, всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством.

Верность этой присяге клянусь пронести через всю свою жизнь.

     Позднее, 15 ноября 1983 г. текст присяги был дополнен обязательством «неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны». Президиум Верховного Совета СССР отметил, что дополнение было принято «В соответствии с пожеланиями мировой медицинской общественности».

    Как видим, стилистика Присяги удивительным образом перекликалась с висевшим во всех учреждениях «Моральным Кодексом строителя коммунизма», что лишний раз свидетельствовало о справедливости главного лозунга тех лет «Народ и Партия едины».

   Что же в ней являлось значительным, важным, необходимым для повседновной жизни и профессиональной деятельности врача?

  Собственно текст «Присяги» ограничивался невнятными призывами. Например, докторам предписывалось стремиться к развитию «благородных традиций отечественной медицины», что недвусмысленно указывало на низменность традиций медицины зарубежной, у истоков которых , к слову, и стоял Гиппократ.

    Другой «жемчужиной» являлось абсурдное с точки зрения профессионала обещание «все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболеваний»(а чем иным , спрашивается, должен был бы заняться выпускник медицинского института?).

    Но самым непонятным был сам смысл присяги. Для чего дублировать закон, запрещающий разглашение сведений, полученных врачом в результате своей профессиональной деятельности? Неоказание первой медицинской  помощи нуждающемуся также квалифицируется как уголовное преступление,  и любой гражданин каждой мало-мальски развитой страны об этом прекрасно осведомлен. Для кого клялся студент «всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед народом и Советским государством»?

     Впрочем, не стану лукавить. Никто и не клялся. Текст присяги был зачитан в актовом зале в присутствии всего институтского выпуска, во врученном дипломе стояло три фиолетовых штампа: «Личная печать врача выдана», «Нагрудный академический знак выдан», «Присягу врача Советского Союза принял». Все!

    Ну, хорошо. Не давали «Клятву Гиппократа» советские врачи. Может быть в мире на этот вопрос смотрят иначе? Джон Патрик, доктор мед. наук, профессор кафедры биохимии и педиатрии университета г. Оттава (Канада) в своем эссе «Гиппократ и медицина в третьем тысячелетии» , представленном в качестве доклада на заседании круглого стола «2000 лет христианства

и его влияние в медицине, науке и обществе» (http://www.scienceandapologetics.org/archive1.htm)  в 1998 г. поведал о студенте, пожелавшем принять клятву Гиппократа в ее истинном виде. Декан, прежде чем позволить, отправил студента к психиатру! (http://www.scienceandapologetics.org/text/83.htm)

    Таково место «Клятвы» в современной медицине!

Андрей Курнаков. Ответственные за жизнь

http://www.artrussian.com/museum/kurnakov/page89.html

 

 .

3

       Но  что же тогда такое- «Клятва Гиппократа»?Интересно , что самой знаменитой фразы, вошедшей в мировую культуру «Прежде всего-не вреди» она никогда не содержала. Впрочем, предоставим читателю самому ознакомиться с текстом .

 

Клятва Гиппократа

 

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае необходимости помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария.

Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом.

В какой бы дом я не вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Чтобы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

(Гиппократ. Минск. «Современный литератор».1998. стр.10-11)

*****

      Читателю, незнакомому с греческой мифологией, предложим небольшой экскурс на Олимп для того,чтобы понять-кто же такие те перечисленные «лица», клятвой перед которыми начинается обещание .

   Аполлон-сын богини Лето и Зевса, брат-близнец Артемиды, внук титанов Кея и Фебы. Родился на острове Делос (Астерия), куда его мать попала случайно, гонимая ревнивой богиней Герой.  

   Златокудрый бог солнца, света, искусства, бог-врачеватель, предводитель и покровитель муз (за что его называли Мусагет ),покровитель наук и искусств, предсказатель будущего, охранитель стад, дорог, путников и мореходов, он также очищал людей, совершавших убийство. Олицетворял Солнце (а его сестра Артемида — Луну). Приносил естественную смерть мужчинам. Одновременно был богом — стреловержцем, насылающим смерть и болезни. Атрибуты — серебряный лук и золотые стрелы, золотая кифара (отсюда его прозвище — Кифарет) или лира. Символы — олива, лавр, пальма, дельфин, лебедь, волк.

     Даже среди, мягко говоря, отнюдь не миролюбивых обитателей Олимпа Аполлон слыл жестоким. Он был сурово осужден за многочисленные убийства. Среди его жертв —циклопы, сыновья Ниобы, Пифон, сатир Марсий (с него живого содрали кожу лишь за то,что осмелился состязаться с Аполлоном в игре на кифаре !), сыновья Алоэя Отос и Эфиальт.

   Другой выдающейся чертой Аполлона было сластолюбие. Рассказы о его многочисленных любовных похождениях, связях с богинями,нимфами и смертными женщинами стали неотъемлемой частью греческой мифологии. Впрочем, не чурался он и юношей, о чем свидетельствуют истории о  его любимцах Гиацинте и Кипарисе.

Аполлон, Гиацинт и Кипарис,занимающиеся музыкой и пением

Александр Иванов, 1831-1834.
Государственная Третьяковская галерея, Москва. Россия

 

 

*****

 

   Асклепий - бог врачевания, сын Аполлона и нимфы Корониды, которую Аполлон убил за измену. Когда тело Корониды сжигали на погребальном костре, Аполлон вынул из ее чрева младенца Асклепия и принес его на воспитание мудрому и бескорыстному кентавру Хирону, который обучил мальчика искусству врачевания, но своего альтруизма передать не смог. Уже будучи великим врачом, научившимся бороться со смертью(он воскресил Ипполита, Капанея, Главка - сына Миноса и др.), Асклепий прельстился золотом и вернул к жизни умершего. Такое явное нарушение мирового порядка, в котором жизнью и смертью распоряжаются только боги, переполнило чашу терпения обитателей Олимпа и Зевс убил Асклепия молнией. К слову, именно за это разгневанный Апполон перебил циклопов, ковавших молнии для Зевса. Правда у легенды счастливый конец: несмотря на то, что Асклепий был поражен , великий врач не попал в царство мёртвых, а вернулся к жизни, благодаря простившему ему громовержцу, и стал богом врачевания.

    В браке с Эпионой у Асклепия родились сыновья Телесфор, Подалирий и Махаон (упоминаемые Гомером как великолепные врачи) и дочери, почитаемые как богини, — Гигиея («здоровье»), Панацея (Панакея) («всецелительница») и Иасо («лечение»), а также Аглея, Акесо и Медитрина

     Когда Асклепий накопил в искусстве врачевания большой опыт, Афина дала ему кровь, вытекшую из жил горгоны Медузы. Кровь, которая текла из левой части горгоны, несла смерть, а из правой части - использовалась Асклепием для спасения людей.

    Асклепия изображают с посохом увитым змеями. Однажды он шёл, опираясь на посох, и вдруг посох обвила змея. Испугавшись, Асклепий убил змею. Но следом появилась вторая змея, которая несла во рту какую-то траву. Эта трава воскресила убитую. Асклепий нашёл эту траву и с её помощью стал воскрешать мёртвых. Обвитый змеёй жезл Асклепия используется как медицинский символ.

    Эпидемия, разразившаяся в Риме в 293 до н.э., подвигла римлян учредить культ Асклепия (в 291 до н.э.), которому стали поклоняться здесь под именем Эскулапа. Его храм стоял на острове Тибра (совр. Изола Тиберина), сейчас на этом месте находится больница св. Варфоломея. 

Визит к Асклепию

Поинтер Эдвард Джон , 1883

Галерея Тейт, Лондон( Англия )

 

 

*****

    Гигиея, дочь Асклепия, считалась символом душевного и физического здоровья. С ней в греческой мифологии происходят сплошные метаморфозы. По одной из версий она некая девственница, не имеющая никакого отношения к Асклепию, по другой-она является женской ипостасью Асклепия, по третьей-она его дочь, а по четвертой (поддерживаемой орфическими гимнами и поэтом Геродом)- жена его. А родители ее-бог сексуального влечения Эрос и богиня убеждения и соблазнения Пейто. Изображается обычно со змеей.

    О, эти роковые женщины со змеями!

    Гигиея как персонификация здоровья принадлежит к числу древних богов; культ ее сохранялся до IIIIV вв. н.э. "Когда Купидон представляется как сын Венеры, музы как дочери богини Памяти, Прометей как мудрый, Эпиметей как глупый брат, а богиня Здоровья Гигиея как дочь бога врачевания Асклепия, то это, очевидно, является аллегорией", — пишет Юм . В Риме Гигиея приобрела новое имя-Салюс (отсюда и латинское «салют»-«Здравствуй»).

    Мистический символ в виде пятиконечной звезды, использовавшийся Пифагором и его учениками-пифагорейский пентакл, или гигиея, представляет собой математическое совершенство, так как скрывает в себе т.н.золотое сечение. Вокруг пентакла греки изображали пять букв,значение которых интерпретировалось как вода, земля, дух, огонь, воздух. Знак гигиея представлял собой символ здоровья и совершенства.

Асклепий и Гигиея. Римская скульптура, мрамор, 1 в.

 

*****

    Панакея олицетворяла исцеление от болезней. О ней как-то мало известно, образ ее затерялся в сонме мифических персонажей.

    Выходит,что обещание придерживаться принципов гуманизма(весьма революционных в античные века) давалось   группе греческих богов и богинь, главный в которой – жестокий убийца и неуемный развратник, сын его лихоимец, а внучки вобще непонятно кто.

4
Продолжение вот-вот последует...

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
  • 3 comments